Пожалуй, самым важным аспектом SVG, после понимания его главной структуры и умения создавать основные фигуры, является получение представления об используемой рабочей области, или другими словами, системы координат, в которой будет отображаться графика.

Понимание рабочей области SVG полезно в правильной отрисовке вашего графического объекта, но становится решающим, как только вы столкнётесь с более продвинутыми возможностями SVG. Например, отображение градиентов и паттернов в значительной степени зависит от установленной системы координат. Рабочая область определяется размерами области просмотра и атрибутами viewBox.

У этой груши, к счастью, область просмотра и viewBox совпадают:

<svg width="115" height="190" viewBox="0 0 115 190">
    <!--<path <контур изображения груши> />-->
</svg>

Посмотреть демо можно здесь

Вся груша видна в браузере и будет масштабироваться соответственно при изменении размеров области просмотра.

Область просмотра

Область просмотра является видимой частью SVG. Хотя SVG может быть какой угодно ширины или высоты, ограничение области просмотра будет означать, что в любой момент времени может быть видна только часть изображения.

Область просмотра устанавливается атрибутами height и width в элементе <svg>.

Если эти значения не заданы, размеры рабочей области обычно будут определены по другим показателям в SVG, например, по ширине самого внешнего элемента SVG. Однако, без указания этих значений есть риск, что графический объект обрежется.

viewBox

viewBox дает возможность указать, что данный набор графических элементов растягивается, чтобы уместиться в определенный элемент-контейнер. Эти значения включают четыре числа, разделённые запятыми или пробелами: min-x, min-y, width и height которым чаще всего следует задать значения границ области просмотра.

Значения min определяют, в какой точке внутри изображения должен начинаться viewBox, в то время как width и height устанавливают размер блока.

Если мы решим не определять viewBox, тогда изображение не будет масштабироваться, чтобы совпадать с границами установленными областью просмотра.

Если отнять по 50px от width— и height-составляющих viewBox изображения груши, видимая часть груши уменьшится, но затем эта оставшаяся видимая часть отмасштабируется, чтобы вписаться в границы области просмотра.

<svg width="115px" height="190px" viewBox="0 0 65 140">
    <!--<path <контур изображения груши> />--> 
</svg>

viewboxpear2reduced

Посмотреть демо можно здесь

Значения min во viewBox определяют начало viewBox в пределах родительского элемента. Другими словами, точку во viewBox, в которой вы хотите, чтобы начиналась область просмотра. Чуть выше в изображении груши значения min установлены в 0, 0 (верхний левый угол). Давайте изменим их на 50, 30: viewBox="50 30 115 190".

<svg width="115" height="190" viewBox="50 30 115 190">
    <!--<path <контур изображения груши> />-->
</svg>

viewboxpearminval

Посмотреть демо можно здесь

Теперь viewBox начинается с 50px по оси х и с 30px по оси y. В ходе редактирования этих значений та часть груши, которая находится в фокусе, изменилась.

preserveAspectRatio

Если пропорции ширины и высоты области просмотра и viewBox не совпадают, то артибут preserveAspectRatio указывает браузеру, как отображать рисунок.

preserveAspectRatio принимает два параметра, <align> и <meetOrSlice>. Первый состоит из двух частей и задаёт выравнивание viewBox в области просмотра. Второй является необязательным и указывает, как пропорции должны быть сохранены.

preserveAspectRatio="xMaxYMax meet"

Эти значения выравнивают нижний правый угол viewBox по нижнему правому углу области просмотра. meet сохраняет пропорции, масштабируя viewBox, чтобы уместиться в область просмотра насколько это возможно.

У атрибута <meetOrSlice> может быть одно из трех значений: meet (по умолчанию), slice, и none. В то время как meet гарантирует полную видимость графики (насколько это возможно), slice старается заполнить область просмотра с viewBox и затем обрезать все части изображения, которые не поместились в область просмотра после этого масштабирования. none не сохраняет пропорции и скорее всего исказит изображение.

Возможно самое незамысловатое значение здесь – это «none», которое показывает, что масштабирование не должно быть равномерным. Если мы увеличим пиксельные значения области просмотра на следующем изображении вишенок, то оно будет неравномерно растянуто и выглядеть искажённым.

<svg width="500" height="400" viewBox="0 0 250 600" preserveAspectRatio="none">
    <!--<path <контур изображения вишенок> />-->
</svg>

preserverationone

Посмотреть демо можно здесь

preserveAspectRatio для изображения ниже установлен в xMinYMax meet и выравнивает нижний левый угол viewBox по нижнему левому углу области просмотра (которая теперь обведена). meet гарантирует, что изображение отмасштабируется таким образом, чтобы вместиться в область просмотра насколько это возможно.

<svg width="350" height="150" viewBox="0 0 300 300" preserveAspectRatio="xMinYMax meet" style="border: 1px solid #333333;">
    <!--<path <контур изображения вишенок> />-->
</svg>

preserveaspect2

Посмотреть демо можно здесь

Здесь те же самые вишенки, но meet изменён на slice:

<svg width="350" height="150" viewBox="0 0 300 300" preserveAspectRatio="xMinYMax slice" style="border: 1px solid #333333;">
    <!--<path <контур изображения вишенок> />-->
</svg>

preserveslice

Посмотреть демо можно здесь

Заметьте, что значения выравнивания не зависят друг от друга.

<svg width="350" height="150" viewBox="0 0 300 300" preserveAspectRatio="xMinYMid slice" style="border: 1px solid #333333;">
    <!--<path <контур изображения вишенок> />-->
</svg>

preservenocorrelate

Посмотреть демо можно здесь

В примере выше значения preserveAspectRatio установлены в xMinYMid slice; теперь вишенки выравнены по середине оси y области просмотра.

Преобразования системы координат

SVG включает дополнительные возможности изменения графики, такие как вращение, масштабирование, перемещение и наклон при помощи трансформации. SVG-автор может добавить трансформации к определённым элементом или к целой группе элементов.

Эти функции включены в управляемый элемент и находятся в атрибуте <transform>. Можно использовать и множественные трансформации, подключив несколько функций внутри этого атрибута. Например: transform="translate(<tx>,<ty>) rotate(<угол поворота>)" />.

При трансформации SVG важно учитывать то, что она влияет на вашу систему координат, т.е. на рабочую область. Это происходит потому, что трансформация создаёт новую действующую систему координат SVG-элемента, фактически копируя оригинал, а затем накладывая трансформацию на новую систему координат.

Следующая картинка показывает трансформацию системы координат, происходящую при наложении сдвига на (100,100) на группу с графикой:

transformcoord2

Сама система координат переместилась, а изображение лайма и лимона сохранило своё исходное местоположение в системе. Новая действующая система координат начинается в точке (100,100) в исходной системе координат.

Из-за этой связи с системой координат, многие из этих функций будут передвигать графику даже без явного задания сдвига для нее. Например, при попытке увеличить размер изображения в три раза, путём установки scale в значение «3», на «3» умножатся и координаты x и y, а изображение отмасштабируется вместе с ними, сместившись по экрану при этом.

В случае вложенных трансформаций эффекты накапливаются, поэтому окончательная трансформация на дочернем элементе будет основываться на суммарном эффекте трансформаций его предков.

translate

Функция translate задаёт подробности сдвига фигуры, а два числовых значения, используемые здесь, управляют сдвигом самой фигуры вдоль x— и y-осей: transform="translate(<tx>,<ty>)". Эти значения могут быть разделены пробелом или запятой.

Значение y является необязательным, и если оно опущено, то предполагается, что оно равно «0».

rotate

Значение в rotate указывает поворот фигуры вокруг ее начальной точки (в градусах), которой в SVG является 0, 0 (левый верхний угол): transform="rotate(<угол поворота>)".

Также здесь есть возможность добавить значения x и y: transform=rotate(<угол поворота> [<cx>,<cy>])</cy></cx>. Если эти значения выставлены, то они определяют новые координаты центра поворота, отличные от тех, которые выставлены по умолчанию (т.е. 0, 0).

На рисунке ниже изображено два состояния яблока до и после применения к нему поворота в 20 градусов: transform="rotate(20)". Заметьте, что это изображение не отражает изменение координат, которое происходит вследствие этой трансформации.

rotationapple

scale

Масштабирование позволяет изменять размеры SVG-элемента при помощи функции scale. Эта функция принимает одно или два значения, которые указывают горизонтальный и вертикальный масштаб вдоль соответствующей оси: transform="scale(<sx> [<sy>])"</sy>.

Значение sy является необязательным, и если оно не указано, то предполагается, что оно равно sx, что гарантирует пропорциональное изменение размеров.

Значение масштаба ".5" отобразит графику вполовину от ее исходного размера, тогда как значение "3" увеличит исходный размер втрое. Значение "4,2" отмасштабирует графику вчетверо по ширине и вдвое по высоте относительно исходных размеров.

skew

SVG-элемент может быть наклонён или скошен набок при помощи функций skewX и skewY. Значение, включённое в эти функции представляет трансформацию наклона в градусах вдоль соответствующей оси.

На рисунке ниже изображено два состояния яблока до и после добавления ему skewX в значении «20»: transform="skewX(20)". Заметьте, что это изображение не отражает изменение координат, которое происходит вследствие этой трансформации.

skewapple