01 Bash-скрипты: начало
Сегодня поговорим о bash-скриптах. Это — сценарии командной строки, написанные для оболочки bash. Существуют и другие оболочки, например — zsh, tcsh, ksh, но мы сосредоточимся на bash. Этот материал предназначен для всех желающих, единственное условие — умение работать в командной строке Linux.
Сценарии командной строки — это наборы тех же самых команд, которые можно вводить с клавиатуры, собранные в файлы и объединённые некоей общей целью. При этом результаты работы команд могут представлять либо самостоятельную ценность, либо служить входными данными для других команд. Сценарии — это мощный способ автоматизации часто выполняемых действий.
Итак, если говорить о командной строке, она позволяет выполнить несколько команд за один раз, введя их через точку с запятой:
pwd ; whoami
На самом деле, если вы опробовали это в своём терминале, ваш первый bash-скрипт, в котором задействованы две команды, уже написан. Работает он так. Сначала команда pwd
выводит на экран сведения о текущей рабочей директории, потом команда whoami
показывает данные о пользователе, под которым вы вошли в систему.
Используя подобный подход, вы можете совмещать сколько угодно команд в одной строке, ограничение — лишь в максимальном количестве аргументов, которое можно передать программе. Определить это ограничение можно с помощью такой команды:
getconf ARG_MAX
Командная строка — отличный инструмент, но команды в неё приходится вводить каждый раз, когда в них возникает необходимость. Что если записать набор команд в файл и просто вызывать этот файл для их выполнения? Собственно говоря, тот файл, о котором мы говорим, и называется сценарием командной строки.
Как устроены bash-скрипты.
Создайте пустой файл с использованием команды touch
. В его первой строке нужно указать, какую именно оболочку мы собираемся использовать. Нас интересует bash
, поэтому первая строка файла будет такой:
#!/bin/bash
В других строках этого файла символ решётки используется для обозначения комментариев, которые оболочка не обрабатывает. Однако, первая строка — это особый случай, здесь решётка, за которой следует восклицательный знак (эту последовательность называют шебанг) и путь к bash
, указывают системе на то, что сценарий создан именно для bash
.
Команды оболочки отделяются знаком перевода строки, комментарии выделяют знаком решётки. Вот как это выглядит:
#!/bin/bash # This is a comment pwd whoami
Тут, так же, как и в командной строке, можно записывать команды в одной строке, разделяя точкой с запятой. Однако, если писать команды на разных строках, файл легче читать. В любом случае оболочка их обработает.
Установка разрешений для файла сценария.
Сохраните файл, дав ему имя myscript
, и работа по созданию bash-скрипта почти закончена. Сейчас осталось лишь сделать этот файл исполняемым, иначе, попытавшись его запустить, вы столкнётесь с ошибкой Permission denied
.
Попытка запуска файла сценария с неправильно настроенными разрешениями
Сделаем файл исполняемым:
chmod +x ./myscript
Теперь попытаемся его выполнить:
./myscript
После настройки разрешений всё работает как надо.
Успешный запуск bash-скрипта
Вывод сообщений.
Для вывода текста в консоль Linux применяется команда echo
. Воспользуемся знанием этого факта и отредактируем наш скрипт, добавив пояснения к данным, которые выводят уже имеющиеся в нём команды:
#!/bin/bash # our comment is here echo "The current directory is:" pwd echo "The user logged in is:" whoami
Вот что получится после запуска обновлённого скрипта.
Вывод сообщений из скрипта
Теперь мы можем выводить поясняющие надписи, используя команду echo
. Если вы не знаете, как отредактировать файл, пользуясь средствами Linux, или раньше не встречались с командой echo
, взгляните на этот материал.
Использование переменных.
Переменные позволяют хранить в файле сценария информацию, например — результаты работы команд для использования их другими командами.
Нет ничего плохого в исполнении отдельных команд без хранения результатов их работы, но возможности такого подхода весьма ограничены.
Существуют два типа переменных, которые можно использовать в bash-скриптах:
- Переменные среды
- Пользовательские переменные
Переменные среды.
Иногда в командах оболочки нужно работать с некими системными данными. Вот, например, как вывести домашнюю директорию текущего пользователя:
#!/bin/bash # display user home echo "Home for the current user is: $HOME"
Обратите внимание на то, что мы можем использовать системную переменную $HOME
в двойных кавычках, это не помешает системе её распознать. Вот что получится, если выполнить вышеприведённый сценарий.
Использование переменной среды в сценарии
А что если надо вывести на экран значок доллара? Попробуем так:
echo "I have $1 in my pocket"
Система обнаружит знак доллара в строке, ограниченной кавычками, и решит, что мы сослались на переменную. Скрипт попытается вывести на экран значение неопределённой переменной $1
. Это не то, что нам нужно. Что делать?
В подобной ситуации поможет использование управляющего символа, обратной косой черты, перед знаком доллара:
echo "I have \$1 in my pocket"
Теперь сценарий выведет именно то, что ожидается.
Использование управляющей последовательности для вывода знака доллара
Пользовательские переменные.
В дополнение к переменным среды, bash-скрипты позволяют задавать и использовать в сценарии собственные переменные. Подобные переменные хранят значение до тех пор, пока не завершится выполнение сценария.
Как и в случае с системными переменными, к пользовательским переменным можно обращаться, используя знак доллара:
TNW-CUS-FMP — промо-код на 10% скидку на наши услуги, доступен для активации в течение 7 дней
#!/bin/bash # testing variables grade=5 person="Adam" echo "$person is a good boy, he is in grade $grade"
Вот что получится после запуска такого сценария.
Пользовательские переменные в сценарии
Подстановка команд.
Одна из самых полезных возможностей bash-скриптов — это возможность извлекать информацию из вывода команд и назначать её переменным, что позволяет использовать эту информацию где угодно в файле сценария.
Сделать это можно двумя способами.
- С помощью значка обратного апострофа «`»
- С помощью конструкции
$()
Используя первый подход, проследите за тем, чтобы вместо обратного апострофа не ввести одиночную кавычку. Команду нужно заключить в два таких значка:
mydir=`pwd`
При втором подходе то же самое записывают так:
mydir=$(pwd)
А скрипт, в итоге, может выглядеть так:
#!/bin/bash mydir=$(pwd) echo $mydir
В ходе его работы вывод команды pwd
будет сохранён в переменной mydir
, содержимое которой, с помощью команды echo
, попадёт в консоль.
Скрипт, сохраняющий результаты работы команды в переменной
Математические операции.
Для выполнения математических операций в файле скрипта можно использовать конструкцию вида $((a+b))
:
#!/bin/bash var1=$(( 5 + 5 )) echo $var1 var2=$(( $var1 * 2 )) echo $var2
Математические операции в сценарии
Управляющая конструкция if-then.
В некоторых сценариях требуется управлять потоком исполнения команд. Например, если некое значение больше пяти, нужно выполнить одно действие, в противном случае — другое. Подобное применимо в очень многих ситуациях, и здесь нам поможет управляющая конструкция if-then
. В наиболее простом виде она выглядит так:
if команда then команды fi
А вот рабочий пример:
#!/bin/bash if pwd then echo "It works" fi
В данном случае, если выполнение команды pwd
завершится успешно, в консоль будет выведен текст «it works».
Воспользуемся имеющимися у нас знаниями и напишем более сложный сценарий. Скажем, надо найти некоего пользователя в /etc/passwd
, и если найти его удалось, сообщить о том, что он существует.
#!/bin/bash user=likegeeks if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" fi
Вот что получается после запуска этого скрипта.
Поиск пользователя
Здесь мы воспользовались командой grep
для поиска пользователя в файле /etc/passwd
. Если команда grep
вам незнакома, её описание можно найти здесь.
В этом примере, если пользователь найден, скрипт выведет соответствующее сообщение. А если найти пользователя не удалось? В данном случае скрипт просто завершит выполнение, ничего нам не сообщив. Хотелось бы, чтобы он сказал нам и об этом, поэтому усовершенствуем код.
Управляющая конструкция if-then-else.
Для того, чтобы программа смогла сообщить и о результатах успешного поиска, и о неудаче, воспользуемся конструкцией if-then-else
. Вот как она устроена:
if команда then команды else команды fi
Если первая команда возвратит ноль, что означает её успешное выполнение, условие окажется истинным и выполнение не пойдёт по ветке else
. В противном случае, если будет возвращено что-то, отличающееся от нуля, что будет означать неудачу, или ложный результат, будут выполнены команды, расположенные после else
.
Напишем такой скрипт:
#!/bin/bash user=anotherUser if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" else echo "The user $user doesn’t exist" fi
Его исполнение пошло по ветке else
.
Запуск скрипта с конструкцией if-then-else.
Ну что же, продолжаем двигаться дальше и зададимся вопросом о более сложных условиях. Что если надо проверить не одно условие, а несколько? Например, если нужный пользователь найден, надо вывести одно сообщение, если выполняется ещё какое-то условие — ещё одно сообщение, и так далее. В подобной ситуации нам помогут вложенные условия. Выглядит это так:
if команда1 then команды elif команда2 then команды fi
Если первая команда вернёт ноль, что говорит о её успешном выполнении, выполнятся команды в первом блоке then
, иначе, если первое условие окажется ложным, и если вторая команда вернёт ноль, выполнится второй блок кода.
#!/bin/bash user=anotherUser if grep $user /etc/passwd then echo "The user $user Exists" elif ls /home then echo "The user doesn’t exist but anyway there is a directory under /home" fi
В подобном скрипте можно, например, создавать нового пользователя с помощью команды useradd
, если поиск не дал результатов, или делать ещё что-нибудь полезное.
Сравнение чисел.
В скриптах можно сравнивать числовые значения. Ниже приведён список соответствующих команд.
n1 -eq n2
Возвращает истинное значение, еслиn1
равноn2
.
n1 -ge n2
Возвращает истинное значение, еслиn1
больше или равноn2
.
n1 -gt n2
Возвращает истинное значение, еслиn1
большеn2
.
n1 -le n2
Возвращает истинное значение, еслиn1
меньше или равноn2
.
n1 -lt n2
Возвращает истинное значение, если n1 меньшеn2
.
n1 -ne n2
Возвращает истинное значение, еслиn1
не равноn2
.
В качестве примера опробуем один из операторов сравнения. Обратите внимание на то, что выражение заключено в квадратные скобки.
#!/bin/bash val1=6 if [ $val1 -gt 5 ] then echo "The test value $val1 is greater than 5" else echo "The test value $val1 is not greater than 5" fi
Вот что выведет эта команда.
Сравнение чисел в скриптах
Значение переменной val1
больше чем 5, в итоге выполняется ветвь then
оператора сравнения и в консоль выводится соответствующее сообщение.
Сравнение строк.
В сценариях можно сравнивать и строковые значения. Операторы сравнения выглядят довольно просто, однако у операций сравнения строк есть определённые особенности, которых мы коснёмся ниже. Вот список операторов.
str1 = str2
Проверяет строки на равенство, возвращает истину, если строки идентичны.
str1 != str2
Возвращает истину, если строки не идентичны.
str1 < str2
Возвращает истину, еслиstr1
меньше, чемstr2
.
str1 > str2
Возвращает истину, еслиstr1
больше, чемstr2
.
-n str1
Возвращает истину, если длинаstr1
больше нуля.
-z str1
Возвращает истину, если длинаstr1
равна нулю.
Вот пример сравнения строк в сценарии:
#!/bin/bash user ="likegeeks" if [$user = $USER] then echo "The user $user is the current logged in user" fi
В результате выполнения скрипта получим следующее.
Сравнение строк в скриптах
Вот одна особенность сравнения строк, о которой стоит упомянуть. А именно, операторы «>» и «<» необходимо экранировать с помощью обратной косой черты, иначе скрипт будет работать неправильно, хотя сообщений об ошибках и не появится. Скрипт интерпретирует знак «>» как команду перенаправления вывода.
Вот как работа с этими операторами выглядит в коде:
#!/bin/bash val1=text val2="another text" if [ $val1 \> $val2 ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Вот результаты работы скрипта.
Сравнение строк, выведенное предупреждение
Обратите внимание на то, что скрипт, хотя и выполняется, выдаёт предупреждение:
./myscript: line 5: [: too many arguments
Для того, чтобы избавиться от этого предупреждения, заключим $val2
в двойные кавычки:
#!/bin/bash val1=text val2="another text" if [ $val1 \> "$val2" ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Теперь всё работает как надо.
Сравнение строк
Ещё одна особенность операторов «>» и «<» заключается в том, как они работают с символами в верхнем и нижнем регистрах. Для того, чтобы понять эту особенность, подготовим текстовый файл с таким содержимым:
Likegeeks likegeeks
Сохраним его, дав имя myfile
, после чего выполним в терминале такую команду:
sort myfile
Она отсортирует строки из файла так:
Команда sort
, по умолчанию, сортирует строки по возрастанию, то есть строчная буква в нашем примере меньше прописной. Теперь подготовим скрипт, который будет сравнивать те же строки:
#!/bin/bash val1=Likegeeks val2=likegeeks if [ $val1 \> $val2 ] then echo "$val1 is greater than $val2" else echo "$val1 is less than $val2" fi
Если его запустить, окажется, что всё наоборот — строчная буква теперь больше прописной.
Команда sort и сравнение строк в файле сценария
В командах сравнения прописные буквы меньше строчных. Сравнение строк здесь выполняется путём сравнения ASCII-кодов символов, порядок сортировки, таким образом, зависит от кодов символов.
Команда sort
, в свою очередь, использует порядок сортировки, заданный в настройках системного языка.
Проверки файлов.
Пожалуй, нижеприведённые команды используются в bash-скриптах чаще всего. Они позволяют проверять различные условия, касающиеся файлов. Вот список этих команд.
-d file
Проверяет, существует ли файл, и является ли он директорией.
-e file
Проверяет, существует ли файл.
-f file
Проверяет, существует ли файл, и является ли он файлом.
-r file
Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для чтения.
-s file П
роверяет, существует ли файл, и не является ли он пустым.
-w file
Проверяет, существует ли файл, и доступен ли он для записи.
-x file
Проверяет, существует ли файл, и является ли он исполняемым.
file1 -nt file2
Проверяет, новее лиfile1
, чемfile2
.
file1 -ot file2
Проверяет, старше лиfile1
, чемfile2
.
-O file
Проверяет, существует ли файл, и является ли его владельцем текущий пользователь.
-G file
Проверяет, существует ли файл, и соответствует ли его идентификатор группы идентификатору группы текущего пользователя.
Эти команды, как впрочем, и многие другие рассмотренные сегодня, несложно запомнить. Их имена, являясь сокращениями от различных слов, прямо указывают на выполняемые ими проверки.
Опробуем одну из команд на практике:
#!/bin/bash mydir=/home/likegeeks if [ -d $mydir ] then echo "The $mydir directory exists" cd $ mydir ls else echo "The $mydir directory does not exist" fi
Этот скрипт, для существующей директории, выведет её содержимое.
Вывод содержимого директории
Полагаем, с остальными командами вы сможете поэкспериментировать самостоятельно, все они применяются по тому же принципу.
Итоги.
Сегодня мы рассказали о том, как приступить к написанию bash-скриптов и рассмотрели некоторые базовые вещи. На самом деле, тема bash-программирования огромна. Эта статья является переводом первой части большой серии из 11 материалов. Если вы хотите продолжения прямо сейчас — вот список оригиналов этих материалов. Для удобства сюда включён и тот, перевод которого вы только что прочли.
- Bash Script Step By Step — здесь речь идёт о том, как начать создание bash-скриптов, рассмотрено использование переменных, описаны условные конструкции, вычисления, сравнения чисел, строк, выяснение сведений о файлах.
- Bash Scripting Part 2, Bash the awesome — тут раскрываются особенности работы с циклами for и while.
- Bash Scripting Part 3, Parameters & options — этот материал посвящён параметрам командной строки и ключам, которые можно передавать скриптам, работе с данными, которые вводит пользователь, и которые можно читать из файлов.
- Bash Scripting Part 4, Input & Output — здесь речь идёт о дескрипторах файлов и о работе с ними, о потоках ввода, вывода, ошибок, о перенаправлении вывода.
- Bash Scripting Part 5, Sighals & Jobs — этот материал посвящён сигналам Linux, их обработке в скриптах, запуску сценариев по расписанию.
- Bash Scripting Part 6, Functions — тут можно узнать о создании и использовании функций в скриптах, о разработке библиотек.
- Bash Scripting Part 7, Using sed — эта статья посвящена работе с потоковым текстовым редактором sed.
- Bash Scripting Part 8, Using awk — данный материал посвящён программированию на языке обработки данных awk.
- Bash Scripting Part 9, Regular Expressions — тут можно почитать об использовании регулярных выражений в bash-скриптах.
- Bash Scripting Part 10, Practical Examples — здесь приведены приёмы работы с сообщениями, которые можно отправлять пользователям, а так же методика мониторинга диска.
- Bash Scripting Part 11, Expect Command — этот материал посвящён средству Expect, с помощью которого можно автоматизировать взаимодействие с интерактивными утилитами. В частности, здесь идёт речь об expect-скриптах и об их взаимодействии с bash-скриптами и другими программами.
Полагаем, одно из ценных свойств этой серии статей заключается в том, что она, начинаясь с самого простого, подходящего для пользователей любого уровня, постепенно ведёт к довольно серьёзным темам, давая шанс всем желающим продвинуться в деле создания сценариев командной строки Linux.
Уважаемые читатели! Просим гуру bash-программирования рассказать о том, как они добрались до вершин мастерства, поделиться секретами, а от тех, кто только что написал свой первый скрипт, ждём впечатлений.